Лев Сапега |
Павел Сапега |
||||||
Известный историк архитектуры Владимир Чантурия назвал Гольшаны единственным в Беларуси местечком, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом – бывшая мастерская, или лавка, или корчма. Торговые ряды на рыночной площади и замок феодала на окраине. Церковь и костел, и старинный монастырь. Кресты и каплица на въездах с четырех сторон. Столетия складывался здесь архитектурный ансамбль, придающий Гольшанам неповторимый "местечковый" колорит. "Местечко" – давнее белорусское слово, означающее маленький городок, поселение ремесленников. Не были Гольшаны деревней – "вёской" – потому что занимались жители не крестьянским трудом, а городским: ремеслом, торговлей. Не были и городом – "местом" – потому что не имели оборонных укреплений, хотя "Хроника Быховца" называет основанное князем Голышей поселение "городом", и Новгородская летопись именует Гольшаны "литовским градом". Три столетия, до середины шестнадцатого века, владели ольшанами потомки легендарного Гольши, а от них местечко перешло в руки Сапег. Павел Стефан Сапега, владевший Гольшанами в конце 16- начале 17 веков, оставил яркий след в жизни местечка: он возвел великолепный замок, организовал "паперню" – фабрику по производству высококачественной бумаги со специальными водяными знаками – филигранями, изображающими герб Сапег “Лиса”. Он пригласил в Гольшаны католический орден францисканцев и построил для них костел и монастырь.Однако гольшанские владения Сапег оказались недолговечными. Одна из дочерей Павла Стефана умерла в молодости, две другие стали монахинями. Имение перешло к его племянникам, которые наследство поделили. Монолитное некогда родовое княжеское владение дробилось между многочисленными родственниками и свояками Павла Стефана Сапеги... "Как камень, ударенный молотом, распалось великое богатство Сапег", – писал белорусский краевед 19 века Чеслав Янковский. Отягощенное долгами имение попало под эксдивизию – раздел между кредиторами. Одна из меж прошла прямо под стеной замка... Непрочна нить рода. Камень и кирпич – крепче. Намного ли?.. Бесстрастно взирают величественные громады замка и костела на течение истории – то неторопливо плывущее, то несущееся бурным потоком. "Проходили по гольшанской земле войска шведов и войска поляков, как те, так и другие стремились грабить население", – писал Чеслав Янковский. Исчезла с карты мира Речь Посполитая. Через Гольшаны отступила из Москвы поверженная армия Наполеона. На гольшанской рыночной площади повешены повстанцы 1863 года. Рядом с Гольшанами прошла линия фронта первой мировой войны. Кайзеровских солдат сменили "советы". Ушли комиссары – появились польские легионеры. В 1939 году в Гольшаны вступили части Красной армии. Немецкая оккупация, освобождение...Современный статус Гольшан - деревня. Но на обычную деревню Гольшаны не похожи. Уходящая вглубь веков, овеянная легендами история, руины родового замка, тени великих князей, королей, героев, витающие над древними стенами, - все это создает в Гольшанах ауру слегка мрачноватой, непреодолимо привлекательной рыцарской старины. И не кажется удивительным, что в необыкновенной этой деревне работают целых два музея высокого уровня. В бывшем францисканском монастыре расположился филиал Национального художественного музея, где можно увидеть выставки произведений зарубежных и лучших белорусских художников, графиков, скульпторов, где посетителей с неповторимым местечковым гостеприимством встречают заведующая Чеслава Францевна Окулевич и ее милые сотрудницы. В Гольшанской средней школе вот уже более двадцати лет действует историко-краеведческий музей, во главе которого стоит его создатель и вдохновитель, преподаватель истории Эдуард Семенович Корзун. В музее нет муляжей, все экспонаты – старинное оружие, керамика, печати, древние монеты – подлинные, неподдельные. Как неподдельно и самобытно все в Гольшанах. Альманах "Колокола времен" |